Мадонна с кошкой

Мадонна с кошкойИстория эта напоминает классический детектив. В 1939 году случилось событие, ставшее сенсацией в мире искусства. Еще бы! - в тот год была найдена неизвестная дотоле живописная работа Леонардо да Винчи, получившая впоследствии название "Мадонна с кошкой". Она представляла собой не картину, а лишь прообраз ее - рисунок пером по предварительному наброску металлическим штифтом. Заметим попутно, что находка не явилась следствием каких-то целенаправленных поисков, а была сделана совершенно случайно, при ремонте особняка Сфорца в Милане. Ознакомившись с находкой, эксперты единодушно признали ее подлинной работой Леонардо да Винчи. И действительно, сюжетом, манерой исполнения, отдельными живописными деталями она весьма близка подобным работам художника. Да и само место, где была найдена "Мадонна с кошкой", лишь подкрепляет уверенность в причастности великого мастера к созданию указанного сюжета. Более того, в бумагах художника нашлось косвенное подтверждение тому. В одном из дневников Леонардо да Винчи удалось разобрать внешне ничем не примечательную фразу: "...бря 1478 г. начал писать две мадонны". Какие, - документально не установлено до сих пор. Однако, как свидетельствуют специалисты: "имеется много оснований предполагать, что одна из них - известная по нескольким рисункам "Мадонна с кошкой", а другая - "Мадонна с цветком", т. е. эрмитажная "Мадонна Бенуа". Была ли закончена первая, нам тоже неизвестно. "Мадонна Бенуа" если и не вполне закончена, то, во всяком случае, в главном доведена до конца".

Уцелел рисунок пером по наброску серебряным штифтом, удивительно схожий сюжетом с "Мадонной Бенуа". Ныне он хранится в Лувре. Итак, первые принадлежащие эпохе Возрождения наброски кошачьего портрета сделаны рукой Леонардо до Винчи. Как видим, это не было изображение просто кошки. Можно лишь удивляться смелости Леонардо, задумавшего и даже исполнившего поразительный для того времени рисунок Мадонны, где она представлена не только с традиционным младенцем, но еще и с кошкой, которую тот держит на руках! Держит, впрочем, несколько неловко.

Если специалисты верно датируют время создания "Мадонны с кошкой", то Леонардо исполнилось тогда около 26 лет. Всего лишь два

Года назад окончились годы его ученичества во Флоренции, у знаменитого Верроккьо, и молодой художник зажил самостоятельной жизнью.

Флорентийская живописная школа того времени была близка к реализму, ее девизом было "подражание природе". Однако это отнюдь не означало, что полотна флорентийских художников заполняли картины природы. Нет, сюжеты оставались классическими - сцены из жизни библейских или исторических лиц, из античной мифологии, но вот персонажами их становились живые современные флорентийцы, которых зрители узнавали с первого взгляда.

Верроккьо, учитель Леонардо, любил включать в сюжеты своих картин и скульптур животных и растения, копируя их с необыкновенным терпением и трудолюбием. Быть может, и молодой Леонардо, верный традициям флорентийской школы и примеру своего маститого наставника, пытался изобразить в виде Мадонны одну из состоятельных флорентиек с ее очаровательным младенцем и любимой кошкой. Что было делать - времена наступили трудные, и ему приходилось работать больше. Во Флоренции же всякий одаренный живописец мог

Тогда существовать заказами при условии, что он не будет капризничать и не будет лениться. А может быть, разбуженный вольными ветрами Возрождения, в "Мадонне с кошкой" отразился языческий дух древних египтян, наделявших кошку мистическими чертами женского божества. Флоренция, надо думать, более других городов отличалась приязнью к домашней кошке: ведь именно там триста лет спустя при храме св. Лаврентия был учрежден один из первых приютов для бездомных кошек. И все же сюжет "Мадонны с кошкой" по тем временам был не только смелым - сюжет был дерзким. На XV век приходится расцвет "мрачного и живописного, набожного и жестокого, фанатически-прямолинейного и оригинально-разнообразного возраста европейского человечества",- как писал образно о Средневековье один из ученых.

Начиная с XV века розыски и преследования католической церковью колдунов, чародеев и ведьм приняли массовый характер. Папа Иннокентий VIII издал в 1484 году особую буллу, которой предписывал беспощадно истреблять ведьм и чародеев и в которой предал анафеме кошек.

Кошка же считалась пособницей "сатанинского племени", порождением нечистой силы. Это признавалось настолько очевидным, что в католической Европе возник обряд сжигания кошек живьем во время религиозных праздников. И страдали не отдельные животные. С кошками расправлялись на Великий Пост в Ольденбурге, Вестфалии, Бельгии, Швейцарии, Богемии, на масленицу - в Вогезах, на пасху - в Эльзасе, в Иванов день - в Меце. Отмечаемый во Франции праздник Святого Жана, день "радостных костров", на протяжении веков был роковым для бедных кошек в Париже. В 1471 году здесь впервые сожгли две дюжины кошек в присутствии короля Людовика XI. Дух этих гонений выразительно передан в молитве монаха из рассказа Ярослава Гашека "Камень жизни". Монах Леонардус в тиши алхимической лаборатории тщетно пытается найти состав жизненного эликсира. "И укажи мне, Господи, - благочестиво шепчет монах, - не грех ли будет опустить ныне в эликсир сей пепел от сожженного еретика, который держал у себя черного кота, ходившего на двух ногах и сожженного нами вместе с его одержимым бесовской силой хозяином в честь и славу Твою в день храмового праздника у ворот штальгаузенских".

Только дерзающая молодость могла позволить себе столь вызывающее сочетание божественного и сатанинского, каким оборачивалась для современников Леонардо его "Мадонна с кошкой". Вместе с тем молодому художнику приходилось считаться с мнением церкви - ведь он выполнял большие работы для монастырей и даже для Ватиканской библиотеки, а жизнь была трудной.

Да и развитие политических событий во Флоренции в 1478 году достигло такого накала, что папа отлучил от церкви весь город и в союзе с королем Неаполитанским объявил войну правителю Лоренцо Медичи. Кошка явно была неуместным персонажем в живописных работах того времени.

Вот такой представлялась до недавнего времени история с удивительной миланской находкой. Прошли годы, "Мадонна с кошкой", казалось, определенно нашла свое место в творческом наследии великого итальянского художника. Оставались, впрочем, кое-какие мелкие неясности. Что ж тут необычного? В истории искусства ценные находки нет-нет да и случаются, и редко какая из них обретает безупречную биографию, свободную от каких-то сомнений. Обычно время так или иначе снимает подобные вопросы. Минуло полсотни лет со дня чудесного обретения "Мадонны с кошкой", и в этой истории можно было

Бы уже поставить точку, как вдруг... Как вдруг случается событие, вновь ставшее сенсацией в мире искусства. Несколько лет назад в Турине в возрасте 91 года умер художник Че-заре Тубино. В оставленном им завещании он покаялся, что в свое время намеренно ввел всех в заблуждение.

Тубино признался, что "Мадонну с кошкой" нарисовал он, использовав при этом специальную технологию. Рисунок, в частности, наносился на старые листы а затем дополнительно подвергался искусственному старению путем охлаждения до 30 градусов мороза и последующего подогрева до 40 градусов тепла. Это, как утверждал в завещании Тубино, и придало его творению "абсолютную достоверность". Вот тут, однако, возникают вопросы. А что, если движимый жаждой обрести хоть бы посмертное подобие, скажем, геростратовой славы, Тубино просто приписал себе авторство загадочно объявившегося творения Леонардо до Винчи? Недаром же, говоря об "абсолютной достоверности" рисунка, он ставит тем самым "Мадонну с кошкой" вровень с подлинными произведениями великого итальянца. Тогда, стало быть, либо Чезаре Тубино в своем мастерстве сравнялся, как это вытекает из его слов, с Леонардо да Винчи, либо "Мадонна с кошкой" создана все же рукой Леонардо. Либо, наконец, при оценке степени достоверности этого рисунка ошибались и эксперты, и Чезаре Тубино. Таковы три версии случившегося с загадочным рисунком. И любопытно было бы установить ту единственную, что ведет к истине. Ну что ж, вот, кстати, интересный вопрос: а так ли уж абсолютна достоверность, приписываемая завещанием туринского художника рисунку? Взять хотя бы сам сюжет. Как уже упоминалось выше, в живописи эпохи Раннего Возрождения и, тем более, живописи такого рода - прославляющей Богоматерь! - кошка представлялась персонажем более чем сомнительным. Напрашивается также другое возражение, не менее существенное.

Взгляните - рисунок лишен настроения умиротворения, благодати. Наоборот, явное недовольство, проявляемое кошкой, вносит в изображаемую сцену некий дух разлада, противостояния. Но кто или что может противостоять Богоматери? Нет, церковь не простила бы молодому Леонардо так задуманный и исполненный сюжет. Но, предположим, достигший уже известности Леонардо да Винчи дерзнул все же сделать подобный рисунок. Тогда отчего же это творение кажется выполненным дилетантом? Ведь фигура выражающей недовольство кошки не является здесь органичной частью группы персонажей, не "монтируется" с ними. Она как бы нарочито, неуклюже, искусственно "прилажена" к традиционным фигурам Богоматери и младенца. Вряд ли Леонардо с его глубоким познанием в анатомии, законах механики движения, композиции мог позволить себе такую небрежность.

Далее, если положить рядом оба рисунка (относимых экспертами к одному и тому же времени создания) - "Мадонну с кошкой" и другой, сюжетом близкий к "Мадонне Бенуа", то изображенные на том и на другом младенцы покажутся выходцами из разных эпох. Тот, что в "Мадонне Бенуа", своим обликом, точнее, лицом весьма походит на многих других своих сверстников с известных картин мастеров эпохи Возрождения.

Тому же младенцу, что в "Мадонне с кошкой", присуща едва намеченная, но явственно уловимая смазливость рекламного персонажа наших дней. Если даже отвлечься от рекламного ореола, то все равно это более лицо нашего современника, нежели персонажа из Средневековья. А подложите-ка ему вместо кошки какой-нибудь памперс или палочку "Сникерса", и он органично впишется в современную рекламную стихию. Что, кстати, совершенно невозможно для младенца мадонны Бенуа. В этом штрихе отразилась вся разница

Между талантом гения и посредственностью ремесленника. Есть, правда, в рисунке из Милана еще один штрих, лишний раз подчеркивающий эту разницу. Композиция и отдельные детали его (даже такая мелочь, как просвет окна) кажутся перешедшими сюда из "Мадонны Бенуа". Будто ученик старательно копировал мастера, опасаясь излишних уклонений в деталях. Отсюда и повторы. Но, как писала М. Цветаева, "в природе нет повторения: оно вне природы и, значит, вне творчества. В этом все дело. Повторяет только машина..." Или, добавим мы, копиист. Пусть даже и способный, но все-таки не творящий, а списывающий в меру своих способностей. Такой, скажем, каким оказался туринский художник Чезаре Тубино. Едва ли эта удивительная история когда-либо вновь расцветет очередным "вдруг...". И все-таки жаль расставаться с ней. Жаль расставаться с необычной мадонной, воскресившей древний языческий дух поклонения богине-кошке, с младенцем, оказавшимся столь земным и близким нам, и со своенравной кошкой - всеми нами, некоторым образом погубленными тщеславным художником из Турина. Нужен ли здесь еще лейтенант Коломбо?

Вы здесь:   ГлавнаяПубликации о кошкахМадонна с кошкой

Кошку замучали колтуны?

распутыватель колтунов у кошки

Tangle Repair от Jean Peau - лучшее средство для вычесывания колтунов »   ПОДРОБНЕЕ...