Цирковая дрессировка кошек

Цирковая дрессировка кошекЕсть сведения, что ещё в Древнем Египте охотники использовали дрессированных кошек, чтобы они в густых зарослях дельты Нила ловили и приносили птиц и рыб. Может быть, эти кошки принадлежали охотникам, а может быть, тем, кому шла добыча. Однако, для некоторых кошек египтяне выделяли участок земли, весь доходе которого шёл на их содержание.

Сведения о выступлении кошек «на потеху публике» появились значительно позже. К примеру, г-н Менье с 1872 по 1875 годы наблюдал на улицах Лондона маленький цирк на колёсах, где в клетке были канарейки, щеглята, воробьи. «Весь этот крохотный пернатый мирок, - пишет далее г-н Менье, - жил в замечательной дружбе с красивым котом тигровой масти, который безропотно позволял товарищам клевать себя и в то же время предобродушно посматривал на полдюжины маленьких мышат, преспокойно игравших между его лапами.»

Примеры выступления кошек в цирках можно найти и в художественной литературе. Откроем книжечку И. Деркачёва «Среди животных», изданной в 1905 г. В рассказе «Пантелен» читаем:

«Самая знаменитая труппа четвероногих актёров принадлежала одному французу. Он давал свои представления в окрестностях Парижа в 1865 году. Труппа состояла из пуделей, болонок и кошек.»

В другом рассказе «Кошка-танцор» Деркачёв пишет:

«Научить кошку какому-нибудь искусству очень трудно. Если хотите выучить её фокусу, то вы должны быть с нею очень кротки и гораздо терпеливее, чем этого требует от вас собака». Далее автор рассказывает про русского солдата, выучившего кота танцевать под дудочку камаринского, который не только ходил на задних лапках, но и перевёртывался, кувыркался...

Можно предположить, что солдат подсмотрел нечто характерное в поведении кота, закрепил это своей системой дрессуры и под плясовую веселил всю роту на привалах. Он учёл и использовал всё, что коту было дано природой, но более всего он «любил их, как только любят детей».

Знаменитый французский натуралист Жорж Луи Леклерк Бюффон (1707-1788) полагал, что кошек нельзя дрессировать, ибо «нельзя побороть вложенные в них инстинкты праздности и разбойнических наклонностей». И только через 100 лет это заявление было опровергнуто. Кошки стали выступать: ходить по горлышкам бутылок, по канату, ездить верхом на собаках, участвовать в пантомимах и антрэ...

Настоящие цирковые дрессировщики считали дрессуру кошек скорее укрощением, подводя их под категорию маленьких хищников, и никогда не доверяли их когтям. Некоторые дрессировали кошек очень

Никогда не были уверены в их поведении на арене под звуки музыки, свет прожекторов, шум разновозрастной публики.

Поначалу номера с кошками предполагали показывать в клетках, но репетиции показали, что это будет жалким зрелищем. А почему бы не показать пародию на дрессировку хищников? Например, можно одну группу кошек покрасить «под тигров», другим - надеть на шею «гривы», вместо рослого дрессировщика выпустить карлика. Сказано- сделано, В1880 г в окрестностях города Лилля (Франция) на манеже показали первую пародию с использованием выкрашенных кошек и юноши-карлика 17-и лет, ростом в 62 см. Успех был ошеломляющим! Роль мнимого укротителя сводилась лишь к эффектной работе хлыстом и поклонам почтеннейшей публике. «Хищники», пугаясь щёлкающих звуков хлыста «очень натурально» прыгали и носились по клетке. С этим номером объездили всю Европу и всё шло хорошо, пока однажды на воскресном утреннике в бродячем цирке городка Бопре Сюр-Сон не произошло ужасное событие. Возможно, по неосторожности, хлыстом сильно задели одного кота (а может и подстегнули его - кто знает), и тот бросился на очередного «укротителя» лилипута, вцепившись ему в лицо. Это спровоцировало и других котов, которые в один миг оказались на маленьком человечке, облепив его, как муравьи. Исполнитель роли дрессировщика надолго выбыл из строя, замены ему после такого инцидента не нашли и номер больше не возобновляли.

Тем временем дрессура кошек делала большие успехи. Коты стали ходить по горлышкам бутылок, «служить», прыгать через горящие обручи и т. п. Пришёл громкий успех к новым «кошачьим повелителям»: Те-шоу, Бартон, Мисс Клэр, Мисс Аба-ди. Особенно прославился голландец Боннетти, который удивительно понимал природу кошек, их психику, инстинкты. Боннетти, изучив все кошачьи повадки, у одного из своих «артистов» использовал утончённую манеру брать пищу только с тарелки, у другого - сибаритство, у третьего - изысканную вежливость. Его группа из 20 артистов составилась, можно сказать из «отборных» котов. Дрессировщик был неутомим в работе. Он часами занимался с кошками, пользуясь только ласковыми словами и лакомством. Все животные выделывали самые замысловатые трюки и объездили со своим покровителем все города Европы.

Лучшим из лучших в его труппе был, несомненно, кот Томек, который прыгал через 14 стульев, как писали в афишах, «без разбега!!!», то есть по команде с места. К великому огорчению Боннетти, ранней весной в Брюсселе «любимец публики» исчез. Его долго искали, но безрезультатно. Было обещано вознаграждение и вот, на крыше одного из домов заприметили похожего кота в погоне за усатой красавицей. На «знаменитого артиста» организовали настоящую облаву, но всё было напрасно. Перепрыгивая на соседнюю крышу, Томек разбился насмерть. Боннетти был безутешен и в дальнейшем так и не нашёл замену талантливому коту.

Но уже в конце XIX в выступали и с такими номерами, которые иначе, как шарлатанство назвать нельзя. Например, популярностью, увы, пользовались знаменитые «поющие кошки». Непритязательная публика хохотала до упаду не думая, каким гнусным методом ублажает её слух так называемый «дрессировщик». Трюк основывался на действии электрических разрядов. Подготавливался помост подобие стола с несколькими ящичками (обычно хватало двух-трёх), в которые сажали наряженных кошек и пристёгивали так, чтобы зрители эту «хитрость» не заметили. В ящичках находились оголённые провода, соединённые с батареей, а сбоку помоста - кнопка, которой незаметно для публики пользовался «дрессировщик», он же дирижёр кошачьего дуэта, трио или целого хора.

В начале представления шёл рассказ о «трудностях спевки», потом объявлялся «репертуар» (какая-нибудь словесная абра-кадабра) и начинался концерт. Обычно «дирижёру» помогал ковёрный клоун (для отвлечения публики) или другой помощник, в то время, как незаметно нажимались кнопки. Кошки истошно вопили, публика «подтягивала», хлопала в ладоши, вызывала на «бис».

Такие номера варьировались и сошли с подмостков провинциальных театров только к 20-м годам XX в.

Кстати, набирать кошек для очередного «концерта» не составляло труда - их просто отлавливали перед представлением в нужном количестве, а после выступления отпускали на все четыре стороны. Подобные трюки, никак не связанные с настоящей дрессурой, проделывали с курами, гусями, зайцами, применяя к этим зверям разные другие «хитрые штучки».

До выхода на арену знаменитых братьев Дуровых, в конце XIX в с кошками в разные годы выступали в цирке Чинизелли клоун Вильям Ольшанский, клоун Козлов, у которого кошки мчались на спинах собак и перескакивали через горящие обручи. Очень простенький номер с кошкой показывал клоун Бабушкин. Он просто сажал ее на табурет и читал вот такие стишки:

Господа, вот картошка, Я даю ее кошке. Она повернется А вы бейте в ладошки И кричите: «Браво кошке!»

Перед первой мировой войной (1914 г) публику удивляла дрессировщица Смарагда с 14-ю кошками. Писали и о другой женщине - мисс Бранди, которая показывала 18 кошек. Они прыгали в огненные кольца, ходили на передних и задних лапах, лавировали между горящими керосиновыми лампами, а также балансировали на отверстиях этих ламп. Этот последний номер никогда более никто не повторил.

Дрессура русского цирка связана с именами Ан. и Вл. Дуровых, которые отбросили методы «выколачивания» нужных результатов из четвероногих. У Анатолия Дурова первоначально было мало животных, а 4-х кошек он добавил лишь в 1890 г, которые проделывали у него разные «фокусы» не хуже людей. Кот у него ходил, например, по канату. Владимир Дуров достигал поразительных результатов, по его выражению, только вкусотерапией. И у него в номере «Железная дорога крыс» (1892 г) участвовали кошки, где роль начальника станции доверили, конечно, коту. Все, что происходило на арене, клоун остроумно комментировал. Позже, в Театре зверей им. Дурова, в спектакле «терем-теремок», среди пятидесяти животных выступала серая пушистая кошка Дымка. По ходу действия она привозила на тележке мешки с мукой, которую перетаскивали на кухню поварята - крысы. А в концертном номере выступал кот Барсик. Он ловко ходил по колышкам, расстояние между которыми было порядочным - 20 сантиметров.

И сейчас цирковые артисты включают в программы отдельные номера с дрессированными кошками и даже строят целые представления,- рассчитанные на большой «творческий коллектив - усатых артистов». В 1991 г Ю. Куклачёв создал «Театр кошек», а впервые на арену с кошками клоун вышел в 1971 г. В одном из интервью Куклачёв сказал: «Кошки «родили» меня». Когда же его называют дрессировщиком, он вполне серьёзно отвечает: «Ещё не известно, кто кого дрессирует, я их или они меня.»

Очень многие владельцы кошек обучают их нехитрым трюкам. Во Франции, например, хозяин играет с котом в пинг-понг (эти кадры показывали по телевизору). Мужчина, как и полагается, с ракеткой в руке, а вот полосатый гладкошерстный кот отбивает через сетку шарик лапами. Киносъёмка запечатлела такие пассы кота, после которых его хозяин признал себя побеждённым. А ведь «техника обучения» проста. Известно, что все кошки любят погонять лёгкий шарик, а француз стал этот шарик поднимать с пола и бросать коту. Тот ударял по нему лапой, шарик опять попадал в пол и отскакивал. Потом хозяин взял в руку ракетку, кота приучили к поверхности стола и постепенно игра превратилась в интересное спортивное зрелище. Только последовательность, терпение и ещё раз, терпение помогли французскому хозяину сделать своего кота знаменитым теннисистом.

А чем хуже наши коты? Знавала я многих, которые и лапку умели подавать, и прыгали через обруч, но только один из них, кот с редкостным именем Мюллер, обучался цирковым премудростям, вероятно по методу дедушки Дурова - на любви к вкусненькому. Жил кот - красавец и умница - в семье супругов Мамыриных в Ленинграде. Его хозяин, наблюдательный Борис Александрович (по профессиифизик), играя с котом, закрепил многократным повторением, лакомыми кусочками и похвалой способности кота. Маленький домашний цирк создавался шаг за шагом для гостей, внучки, для себя и... .для самого кота. Кот подавал лапку, играл в перетягивание каната, танцевал лезгинку, выполнял команды: служи, ложись, кругом, барьер, кольцо, пора спать, пожар (бежал звонить в колокольчик) и многие другие. А ещё он крутил шарманочку, прыгал через обруч, , «музицировал» на пианино, звонил в колокольчик, приглашая к столу и ел, сидя на отдельном стуле, с вилочки. С тех пор прошло много лет, но я больше не встречала такого талантливого кота в отдельно взятой семье. Конечно, котов с цирковыми задатками много, вот только хозяевам их недосуг развивать.

Так с чего же начинать обучение кошки какому-нибудь не сложному трюку? С любви, ласки и терпения. С игр и наблюдений. Почаще берите в ладонь кошачью лапку - с этого когда-то начал обучение «хорошим манерам» нашего кота Акбара мой старший брат, и кот до конца своих дней приветствовал всех «лап-копожатием». И помните: никакого принуждения, нужно лишь учесть и использовать всё, что кошке дано природой. Только не ждите сиюминутных результатов.

Вы здесь:   ГлавнаяПубликации о кошкахЦирковая дрессировка кошек

Кошку замучали колтуны?

распутыватель колтунов у кошки

Tangle Repair от Jean Peau - лучшее средство для вычесывания колтунов »   ПОДРОБНЕЕ...